Запорожская Сечь

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ (Низовое войско Запорожское), военная и общественно-политическая организация украинского казачества в 16-18 веках в низовьях реки Днепр, за порогами. Название происходит от украинского слова «ciчь» и имеет тот же смысл, что и русская «засека», то есть оборонительное укрепление, построенное с помощью лесных завалов, для чего деревья срубались не полностью, а подсекались на высоте 1,5-2 м и валились верхушками в сторону противника. Возникла в связи со стремлением украинского населения уйти в незаселённые юго-восточные степные районы Украины от экономического, национального и религиозного гнёта польских властей, притеснений украинских феодалов, нападений крымских татар и турок.

Отдельные казачьи промыслы (рыболовство, охота, пчеловодство, соледобыча), а также скотоводческие хутора (зимовники) появились в Запорожье в начале 15 века. В 1530-х годах главное укрепление Запорожской Сечи находилось на острове Томаковка (в районе современного города Марганец Днепропетровской области, Украина), в последующем неоднократно перемещалось, обычно располагаясь на одном из днепровских островов за порогами [например, легендарный предводитель запорожцев Байда (князь Д. И. Вишневецкий) основал крепость — центр Запорожской Сечи на острове Малая Хортица (ныне остров Байда)]. Представляло собой крепость, которая была обнесена глубоким рвом, высоким насыпным земляным валом с оборонительными башнями и бойницами, с круглосуточной дозорной службой. Посередине крепости находилась площадь, где сообща решались все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища — курени, канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины казацкой. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны. Традиционные формы самоуправления и устного обычного права регламентировали жизнь запорожцев и придавали Запорожской Сечи своеобразный характер военного, христианско-православного центра с особым жизненным укладом, бытом и обычаями. Вся казацкая община называлась кошем (от тюркского kos — стан). Доступ в ряды сечевого товарищества был свободный: от вступавшего в запорожцы требовалось признание православной веры, обязательство её защищать, подчинение общим для всего войска правилам. В Запорожскую Сечь принимались люди всех национальностей, но большинство составляли малоросы (современное название — украинцы). Женщины в Запорожскую Сечь не допускались. Все казаки считались свободными и равными в правах. Запорожская Сечь являлась своеобразной казачьей «республикой», верховным органом которой (до 1654) была сечевая рада. Войско делилось на курени (к 1770-м годам их было 38) во главе с куренными атаманами. На общих войсковых радах казаки ежегодно избирали старшину: кошевого атамана, которому принадлежала высшая власть в Запорожской Сечи, писаря (вёл канцелярию), есаулов (управляли войском), обозного (командовал артиллерией), судью (занимался судопроизводством). Старшине вручались знаки власти — клейноды (хоругвь, бунчук, булава перначи, чернильница, печать, духовые трубы, литавры и т. п.). Все должностные лица избирались на год, но могли заменяться и раньше этого срока, если войско было ими недовольно. Кошевой атаман пользовался неограниченной властью в походе, но в мирное время не мог принять решение без совета с радой и без её согласия. В тех случаях, когда поход предпринимался лишь частью войска и кошевой атаман оставался дома, для командования избирался полковник, власть которого распространялась только на время похода. Общественное устройство Запорожской Сечи опиралось на отсутствие крепостничества и формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землёй и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т. п.); каждый казак был обязан за свой счёт нести военную службу. Судопроизводство у запорожцев осуществлялось на основе правового обычая войсковыми судьями. Из преступлений самыми тяжкими, подлежавшими строжайшему наказанию, считались: предательство; убийство казаком товарища (казака); побои, причинённые казаком казаку в трезвом или пьяном виде; воровство чего-либо казаком у товарища, укрывательство краденой вещи; привод в Сечь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; обида, нанесённая женщине, когда казак «опорочит женщину не по пристойности»; содомский грех; дерзость против начальства; насилие в самой Запорожской Сечи или в христианских селениях; пьянство; самовольная отлучка во время похода против неприятеля; воровство лошадей, другого скота и имущества у поселенцев, купцов и путешественников в мирное время. В качестве наказания практиковались: закапывание преступника живым в землю, подвешивание на железный крюк за ребро, виселица и битьё кнутом под виселицей, дыба, разграбление имущества, штраф и др. Источниками доходов запорожцев были военная добыча; торговая пошлина, в особенности пошлина с шинков; «мостовое» за переправы через реки, речки и рукава; судебные штрафы с виновных; денежное и хлебное жалованье войску, отпускавшееся первоначально Речью Посполитой, потом Россией.

Реклама

Вооруженные силы и боевые средства Запорожской Сечи составляли пехота, конница и артиллерия. Запорожские казаки умели действовать как в конном, так и в пешем строю, прекрасно владели холодным (сабля, пика) и огнестрельным (ружьё, мушкет, пистолет) оружием. Войско делилось на полки и сотни; при войске существовал табор с пушками на возах, из которых могла составляться передвижная крепость. В Запорожской Сечи имелась флотилия, состоявшая из больших лодок («чаек»). Она использовалась как при совершении дальних комбинированных походов, так и самостоятельно — для нападения на татар и турок в целях захвата добычи. Военные успехи запорожцев также обеспечивались мужеством и стойкостью в бою, беспощадным отношением к неприятелю, заботой о раненых, справедливым дележом военной добычи. В Запорожской Сечи была создана эффективная разведывательно-сторожевая и охранно-защитная система обороны границ украинских земель. Посты и сторожевые отряды вели наблюдение за степными дорогами, переправами через реки; с помощью оригинальной сигнализации население предупреждалось о продвижении войск противника (крымские татары, турки), принимались меры к организации вооруженного отпора. Походы запорожцев в Крымское ханство и Османскую империю преследовали цель не только мести и захвата военной добычи, но и освобождения полона, предназначенного для продажи в рабство (наиболее крупные походы в 1589, 1604, 1614, 1615 на побережье Крыма, Болгарии и Османской империи; захват городов и крепостей Евпатория, Очаков, Перекоп, Варна, Трапезунд, Синоп и др.). В 1615 году запорожцы на 80 «чайках» появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения.

Запорожская Сечь сыграла значительную роль в борьбе с крепостническим, национальным и религиозным гнётом на Украине, особенно усилившимся после Люблинской унии 1569. Вражда запорожцев к полякам вызывалась последовательным стремлением польского правительства уничтожить украинское казачество; религиозными гонениями православных, произволом и жестоким притеснением украинского народа со стороны польских чиновников, панов-владетелей, арендаторов. Запорожская Сечь стала не только убежищем, но и плацдармом для народных выступлений. С конца 16 века запорожцы принимали участие во всех крупных народных крестьянско-казацких восстаниях: К. Косинского (1591-93), С. Наливайко (1594-96), Павлюка и К. Скидана (1637), Я. Острянина и Д. Гуни (1638), внося в ряды восставших организованность, военный опыт, выдвигая из своей среды талантливых руководителей.

В Смутное время в Московском государстве часть запорожцев сражалась на стороне Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а в 1637 запорожцы вместе с донскими казаками участвовали в штурме турецкой крепости Азов и её героической обороне против многократно превосходящих турецких войск (смотри «Азовское сидение» 1637-42). Восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 против Речи Посполитой положило начало Освободительной войне украинского и белорусского народов 1649-54 под руководством Б. М. Хмельницкого. После воссоединения Украины с Россией в 1654 Запорожская Сечь вошла в состав Русского государства, сохраняя автономию. На запорожское войско были распространены привилегии, которыми пользовались другие казачьи войска в России, оно стало выполнять роль заслона на южных границах Российского государства. Запорожское казачество участвовало в Разина восстании 1670-71, Булавина восстании 1707-09 и других выступлениях против феодального гнёта. После подавления восстания на Дону в Запорожской Сечи усилилось недовольство запорожцев ограничением казачьих вольностей Петром I и жестокой карательной политикой по отношению к казачеству. Этим пытался воспользоваться украинский гетман И. С. Мазепа, перешедший на сторону шведов в Северной войне 1700-21. Вместе с кошевым атаманом К. Гордиенко во главе 8 тысяч запорожских казаков он сражался в Полтавской битве 1709 на стороне Карла XII. В мае 1709 за их измену Пётр I издал указ о ликвидации Запорожской Сечи. Часть запорожцев ушла сначала в устье реки Каменка (120 км к юго-западу от Никополя, Украина), а в 1711 в урочище Алешки (ныне город Цюрупинск Херсонской области, Украина) во владения Крымского ханства. В 1734 году в правление императрицы Анны Ивановны они по разрешению российского правительства вернулись на родину и образовали так называемую Новую Сечь на острове Чертомлык, в устье реки Подпильной (в районе современного села Покровского Никопольского района), но должны были подчиняться малороссийскому генерал-губернатору, а в период восстановления гетманства на Украине (1750-64) — гетману К. Г. Разумовскому.

В период Новой Сечи резко усилилась крестьянская колонизация Запорожья в связи с ростом крепостнического гнёта в центральных районах Украины. Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенным кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на казаков и посполитых (лично свободные крестьяне), каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско состояло из 20-30 тысяч человек, участвовало в русско-турецких войнах 1735-39 и 1768-74). Посполитые платили денежный налог и выполняли повинности в пользу Запорожского войска. После признания Крымским ханством российского подданства (1774) Запорожская Сечь как форпост на южных границах Российского государства потеряла своё военное значение. После подавления Пугачёва восстания 1773-75, во время которого среди запорожских казаков происходили волнения, российское правительство приступило к её ликвидации. В начале июня 1775 российские войска окружили Новую Сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Императрица Екатерина II манифестом от 5.6.1775 объявила об уничтожении Запорожского войска. Последний кошевой атаман П. И. Калнишевский был заточён в Соловецкий монастырь, где скончался в 1803 в возрасте 112 лет. Казачьи земли были розданы украинским и русским помещикам, часть населения закрепощалась, часть превращалась в государственных поселян, а многие бежали в Добруджу в турецкие владения, где основали Задунайскую Сечь. В 1787 году из части бывших запорожцев, поселённых в пограничных районах на реке Южный Буг, было образовано Черноморское казачье войско.

Лит. Скальковский А. А. История Новой Сечи, или Последнего коша Запорожского. 3-е изд. Од. 1885-1886. Ч. 1-3; Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. К. 1957; Эварницкий Д. И. История запорожских казаков. 3-е изд. К. 1990-1991. Т. 1-3; Шамбаров В. Е. Казачество: история вольной Руси. М. 2007.