Скачать

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7классе на тему «Нравы и обычаи Запорожской сечи»

Эпиграф к уроку:

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,

откуда вылетают все те гордые

и крепкие, как львы! Вот откуда

разливается воля и казачество на всю Украйну!

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Цель урока. познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями.

Задачи:

1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3. Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование:

    Иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Репродукция картины И. Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Толковый словарь С. И.Ожегова и «Словарь В. И.Даля». Проектор, компьютер

Педагогические технологии:

    Словарная работа (со словарями) Экскурсия по Запорожской Сечи и мультимедийная презентация (слайды) Групповая работа по заданиям учителя Выразительное чтение текста и работа с цитатами Беседа по содержанию текста Работа по развитию речи (монологическая речь, письменные высказывания) Индивидуальные задания (рассказ о художнике.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Этап мотивации и целеполагания.

Вступительное слово учителя: Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему.

    Как вы думаете, о чем будет наш урок? Что нам предстоит узнать на уроке? Какие главные слова в теме урока? А как вы понимаете значение этих слов – нравы, обычаи ?

(Ответы учащихся.)

А теперь сравните свои ответы с тем, как определяется значение этих слов в толковом словаре?

(Рассказ группы «лингвистов» о значении предложенных слов.)

Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.

Учитель. Мы продолжаем работу над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема сегодняшнего урока – «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Вы сможете лучше себе представить, как жили запорожские казаки, чем занимались, как отдыхали, а самое главное – что дало возможность Гоголю сказать вот такие восхищенные слова о Сечи: (Чтение эпиграфа).

Итак, мы оставили наших героев в тот момент, когда они едут по приднепровской степи, приближаясь к Запорожской Сечи. Великолепно описание степи в отрывке, который вы должны были подготовить к выразительному чтению наизусть. Сейчас нам его прочитает…

1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан).

2) Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

(Огромные, неизмеримые пространства).

3) Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи? (Да).

4) Найдем предложение, в котором говорится об этом.

(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

Какие художественные средства используются здесь писателем?

(Метафора, гипербола)

5) Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?

(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)

6) А какие звуки можно услышать в степи?

(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)

7) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

(Чувствуем любование, восхищение писателя).

Выступление учащегося.1. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. Прослушайте сообщение группы «историков» и ответьте на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь?

Казачество на рубеже16 – 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь – своеобразная военная «республика» – запорожское войско.

Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку: нужно было владеть и саблей, и копьем, чтобы на скаку сразить врага, требовался меткий глаз, чтобы поразить цель, умение схватиться врукопашную или вести осаду, управлять челном.

Так были организованы казаки. А вот так они выглядели.

Демонстрируется картина Репина «Запорожцы…»

Учащиеся разглядывают картину, учитель обращает внимание на самые колоритные фигуры, предлагает включить творческое воображение.

Выступление учащегося.2. Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

А в мир репинской картины нас введут «искусствоведы», которые расскажут об исторической основе картины, ее композиции, основных образах:

Пожалуй, ни одна картина Ильи Ефимовича Репина не стала такой популярной уже в условиях царской России, как картина «Запорожцы». У каждого художника есть своя тема, которая проходит через все его творчество. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа. В «Запорожцах» Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник свое полотно. В основе картины – историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлесткий озорной ответ, полный юмора. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо. В центре – кошевой атаман Иван Сирко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей». И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожского коша. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер.

    Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине? Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?

Рассмотрите картину А. Бубнова «Тарас Бульба и его сыновья в степи». Какой момент в повести может проиллюстрировать эта картина?

Ученик: На этой картине изображен главный герой – Тарас Бульба и его сыновья. Они едут в Запорожскую Сечь.

Учитель: Чем непривычна и необычна картина?

Ученик: В центре картины – казаки. Они привлекают наше внимание своими фигурами – крепкими, ладными. Центральная фигура – Тарас Бульба. Это пожилой казак на могучем коне черной масти. Одет в традиционную одежду казака яркой, броской расцветки. Он вооружен. Рядом с ним – фигура Остапа. Он на рыжем коне, в темной одежде. В руке у него пика. Он готов в любой момент вступить в бой. Чуть в стороне – младший сын Тараса – Андрий. Он в более нарядной одежде, чем его старший брат. Видно какое-то щегольство в его манере одеваться. У него светлый конь. В руке у него пика, но она немного опущена, и кажется, что молодой казак о чем – то задумался, загрустил, потому и опустил свое оружие. Фигуры казаков кажутся заштрихованными, потому что на картине изображена степь летом — высокие пестрые травы, еще не выжженные солнцем. И художник показывает их высокими, чуть ли не в рост коней, и использует самые разные яркие краски: желтые, зеленые, оранжевые, красные. И над этой степью – светло-голубое, бескрайнее, безоблачное небо.

Учитель: Время действия повести Н. В.Гоголя – конкретное историческое время – XV — XVI века, в ее героях можно угадать черты «тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы…» А не напоминают ли вам эти фигуры на картине героев, существующих в русском народном творчестве?

Ученик: Гоголевские герои напоминают былинных богатырей. Они, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, служат Родине, стоят на рубежах Русской земли и не допускают на нее врага, в сражениях с ним проявляют героизм и недюжинную силу.

Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.

1) Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?

Пересказ эпизода «Запорожец на дороге».

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание?

Пересказ эпизода «Поселение казаков».

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

Ученики записывают 3 и 4 пункты плана.

Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.

Прослушивание фонограммы танца «Казачок».

Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца».

1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

(Веселый, задорный, бешеный).

Запись пятого пункта плана.

2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

(Вольный, воля).

Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

К сегодняшнему уроку вам было задано сделать выписки из текста повести.

Обсуждение выписок по темам «Занятие казаков», «Взаимоотношения казаков».

Запись шестого и седьмого пунктов плана.

Какие законы, запреты существовали в казачьей «республике»?Выступление подготовленного ученика «Экскурсия по Запорожской Сечи» (Приложение2)

Гоголь дает в повести три определения Запорожской Сечи: 1. «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие. как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (глава 2). 2. «Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (Глава 3). 3. «Эта странная республика была именно потребностью века». «Своевольная республика». (3 глава). Чем можно обосновать каждое из них?

VII. Работа по группам.

(Ученики работают по группам)

Выводы учеников:

    Сечь названа Гоголем гнездом вольности, потому что она объединяет людей, для которых смысл жизни заключается в боях за свободу, их звали просторы, чистое поле да добрый конь. Они не привязаны к земле и семье, для них семья – казацкое товарищество и братство, за которое они готовы погибнуть. Это товарищество для них – воплощение родины. Поэтому без колебания они отдают за него свои жизни. Но казаки умеют не только сражаться, но их гульба тоже является признаком широкого размаха души. Между походами казаки пировали и веселились. Казалось, что это круг старых друзей, которые весело болтают, вспоминают прежние походы, Их рассказы смешны и никого не оставляют равнодушными. Ини любят танцевать, танцы веселы, заразительны, им казаки отдаются всей душой. Также они любят охотиться и скакать по степи. От всех занятий и развлечений веет удалью, бесшабашным весельем. Но эти промежутки между походами очень коротки. И в пиршестве, и в бою Запорожская Сечь остается республикой. Власть принадлежит выбранным на определенное время людям. Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень похожи на независимые республики. Куренного атамана называли батькой. У него были деньги всех казаков, одежда, харчи, топливо, Во главе республики стоял кошевой атаман, который выбирался казацкой радой. Каждый мог высказать свое мнение. Ему беспрекословно подчинялись только во время военных походов. А в другое время с ним могли спорить и не соглашаться. Не все идеально в этой республике, иногда поддается эмоциям, поэтому и называет Гоголь ее «странной, своевольной».

Комментарий учителя.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» несколько раз экранизировали. Последняя экранизация повести была сделана кинокомпанией «АРК – Фильм» в 2009 г. Главную роль в фильме, роль Тараса Бульбы, сыграл выдающийся украинский актёр Богдан Ступка. Предлагаю завершить наш урок просмотром небольшого сюжета из этого фильма.

Просмотр первых кадров фильма: речь Тараса Бульбы о боевом товариществе казаков:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе». С. 147

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: — расширение представлений об окружающем мире;- развитие.

Цель урока:- закрепить знания учащихся о диких и домашних животных. Тип урока – повторительно-обобщающийЦель урока – закрепить умение дифференцировать диких и домашних животныхЗадачи урока:-.

Тема: «Умножение и деление степеней с одинаковым основанием». Цели: Формирование знаний о правилах умножения и деления степеней с одинаковым основанием и умений применять их на практике; развитие.

Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему «Сочинительные союзы». Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки.

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа.

Конспект урока по географии, 8 класс, коррекционная школа VIII видаТема: «Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат».Цель: усвоение учащимися алгоритма изуче.

Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были «Кладовая солнца» в шестом классе. На пе.