7 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ

Изображение в повести М. Гоголя «Тарас Бульба» быта и обычаев Запорожской Сечи

Запорожская Сечь, удивительный общественный строй, известный мировой науке как казацкая христианская республика, а запорожские казаки — боевая сила, сформированная на демократических началах самим народом. Сечь была у всех на устах, о ней говорили как о каком-то царство свободы и права, о ней пели кобзари, слагали песни и легенды. Это был оплот казачества в Украине. Сюда со всей Украины бежали старые и молодые казаки, ища убежища от позора, заживляя раны. С самого начала своего существования Запорожская Сечь была центром свободолюбия, отсюда, по сути, начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

В своей известной повести «Тарас Бульба». Гоголь изображает достаточно ярко и достоверно жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Давайте же вместе с Тарасом Бульбой и его сыновьями — Остапом и Андреем — героями повести — отправимся на Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь встретила их трудовым напряжением. При въезде Бульбу и его сыновей «оглушили пятьдесят кузнецких молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным снаряжением, нужна была работа многих людей, здесь добывали руду, уголь, паслись стада волов, лошадей, сооружались лодки, подводы и т. д. «Могучие кожевники сидели под крышами крылец на улице и мяли своими дюжими руками воловьи шкуры. Крамари под ларьками сидели с кучами кремней, кресалами и порохом». Сама же Запорожская Сечь представляла собой строгую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки. «Однако Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и освічувалося в ней самым опытом, в самом пылу битв, которые оттого почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка лошадиных скачек». И все же необходимой военной наукой молодые казаки осваивали: учились сабельного боя, учились метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, управлять лодкой и прочее.

Следует также обратить внимание на строгие обычаи и законы, которым подчинялись все абсолютно казаки, без исключения. «Если козак проворовался, поезд какую-нибудь безделушку, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, пока не забивали до смерти. Должника, что не платил, приковывали цепью к пушке. » Но самая страшная кара была определенная за смертоубийство. «Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийца и на него поставили гроб с телом убитого, а потом обоих засыпали землею». Жестокую кару определяли и тому, кто нарушал «первый закон» — закон верности отечеству и вере. За измену и связь с врагами отечества предателя сына наказывает отец.

Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает отправить сыновей именно туда. «На том же недели виряджу я вас на Запорожье. Вот где наука, то наука! Там вам школа; там наберетесь ума». Он понимает, что именно здесь его сыновья станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, растет военная сноровка, верность долгу и дружбе.

Сегодня, в наше время, период Запорожской Сечи, Казачества мы считаем самым ярким, найгероїчнішим. Именно с тех пор, собственно говоря, и начал формироваться наш национальный менталитет. А немало казацких обычаев стоило бы восстановить, потому что они являются достойным образцом для подражания. И прежде всего — наше национальное сознание.